1. Главная
  2. Новости
  3. "Седьмая симфония. Партитура памяти"

"Седьмая симфония. Партитура памяти"

Поделиться:

9 августа 2022 года в Санкт-Петербурге будет представлен масштабный проект, посвящённый Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде в 1942-м. Спустя 80 лет после премьеры легендарного музыкального произведения все ещё открываются новые факты.

"Посвящается городу Ленинграду", - написал на рукописи симфонии, закончив её, Дмитрий Шостакович. Эту партитуру вот уже 80 лет никто не видел. 

А премьера замечательного произведения, пронизанного духом несломленного города, состоялась 5 марта 1942-го. Впервые её услышали жители Куйбышева в исполнении оркестра Большого театра. Музыканты играли именно по той рукописи, где было начертанное рукой композитора посвящение гордому городу.

Впервые за прошедшие 80 лет Петербургская академическая филармония посвящает этому событию международный историко-музыкальный проект "Седьмая симфония. Партитура Памяти". О том, какие находки обнаружили историки, "Собеседнику" рассказала куратор проекта, доктор исторических наук, замдиректора Санкт-Петербургского Института истории РАН Юлия Кантор.

Путешествие первой партитуры по стране

- В 1942-м Седьмая симфония звучала в Куйбышеве (ныне Самара), затем в Москве, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне и, конечно, в Ленинграде, Свердловске (ныне Екатеринбург), Тбилиси, Ереване и т. д. Это, безусловно, была мировая премьера.

В Ленинграде симфонию исполнил 9 августа 1942-го оркестр Радиокомитета под руководством Карла Элиасберга, и это был настоящий подвиг.

В Москве находится первая Куйбышевская партитура с посвящением. В Петербурге тоже хранится реликвия - экземпляр, доставленный в блокадный город в июле 1942-го для оркестра Радиокомитета. Как же она попала в Москву? В 1943-м её передал музею сам Шостакович, вернувшийся из эвакуации в столицу. И она никогда не покидала музей. 

В августе 2022 года этот раритет, на котором рукой композитора написано посвящение родному городу, приедет в Петербург. Из Москвы приедут и другие артефакты, связанные как с премьерами симфонии в разных городах страны, так и редкие документы (из архива социально-политической истории): о выдвижении Шостаковича в 1942-м на Сталинскую премию и голосование по этому вопросу.

Неопубликованные письма

- Я никак не ожидала,  что в Петербургском Музее музыкального и теат­рального искусства обнаружатся ещё и неопубликованные письма Шостаковича, которые он писал из Куйбышева в Ленинград матери. Писал той самой страшной зимой 1941-1942 года...

В этих письмах - сюжеты жизни великого композитора, но это во многом такие же будни, какие были в те годы у миллионов советских людей. Шостакович пишет, что не понимает, почему мать ему не отвечает. Очень волнуется: "Что там у вас происходит?" 

Рассказывает, как они с женой и двумя детьми устроились в Куйбышеве. Пишет, что эвакуированных поселили в школе, живут они в школьном классе, им на всю семью дали два матраса, их место - под окном, из которого дует, и сын (Максим) заболел, даже думали, что пневмония, а у него самого нервы немного расшатаны... 

Шостакович пишет матери, при этом продолжает работать над финалом своей новой Седьмой симфонии, а вскоре начнёт работать над корректурой…

Эти письма мы также покажем на выставке.

А ещё до эвакуации Шостаковича в Куйбышев Ольга Берггольц 17 сентября 1941-го пригласила его в эфир на Ленинградское радио. Композитор рассказывал, что буквально за час до эфира закончил вторую часть нового произведения, которое (если оно будет удачно закончено) станет Седьмой симфонией…

Черновик рукописи этого выступления хранится в Музее истории Петербурга. И это документально подтверждённый автограф Шостаковича, где композитор едва ли не впервые упоминает о том, что начал работу над симфонией. Вот такое сближение музыки и жизни.

На крыше консерватории тушил зажигательные бомбы

- На выставке можно увидеть известную на весь мир фотографию (ее публиковали многие мировые СМИ): композитор стоит на крыше Ленинградской консерватории в каске пожарного. Это конец лета - начало осени 1941-го. Тогда ленинградцы по очереди дежурили на крышах (противовоздушная оборона), в том числе и Шостакович.

вверх
×