1. Главная
  2. Новости
  3. Профессия недели - инспектор ГИБДД!

Профессия недели - инспектор ГИБДД!

Поделиться:

День ГИБДД МВД России установлен в 2009 году приказом министра внутренних дел "Об объявлении Дня Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации".

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Свой официальный день рождения Госавтоинспекция обрела в 1936 году после принятия Постановления Совета Народных Комиссаров. В то время Госавтоинспекция входила в состав рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. С того времени в нашей стране начали отмечать день сотрудника Дорожно-патрульной службы (ДПС).

АВТОИНСПЕКТОРОВ ВВЁЛ ПЁТР ПЕРВЫЙ
Дорожная полиция в России фактически появилась в XVII веке. В 1683 году император Пётр I подписал указ, который запретил "проезд без возниц и на разнузданных лошадях". Указ предписывал "ездить смирно, ослушников ссылать на каторгу...". Фактически это и был первый свод правил дорожного движения в нашей стране. Необходимость указа была продиктована усложнившейся ситуацией в связи с появлением большого количества гужевого городского транспорта.

ДТП в те времена тоже случались часто: граждане регулярно получали увечья от всадников или экипажей. За порядком на дорогах в то время следила обычная полиция. Один из иностранцев так описывал свои впечатления от нашей страны: "В России скорее готовы переломать друг другу колёса, чем уступить дорогу (если только напротив - не знатный вельможа!)". 

Выходит, что первыми автоинспекторами в России были следившие за общим порядком работники Земского приказа - прообраза современной полиции.

ТЕХОСМОТР ПОЯВИЛСЯ В XIX ВЕКЕ
В 1866 году Московская Городская Дума ввела регулярный технический осмотр всех средств передвижения, она же и установила размеры штрафов за нарушение правил езды.

ФУНКЦИИ ИНСПЕКТОРОВ ВЫПОЛНЯЛИ ДВОРНИКИ
В начале XX века полиция всё так же не занималась организацией дорожного порядка. Функции сотрудника ДПС до революции 1917 года фактически выполняли дворники. Они имели большие полномочия, следили за ситуацией на дорогах и могли даже выписывать штрафы.

СНАЧАЛА РОЛЬ ЖЕЗЛА ИСПОЛНЯЛА БЕЛАЯ ТРОСТЬ
В 1908 году Петербург облетела новость: теперь, по распоряжению градоначальника Даниила Драчевского, полицейские, работающие на самых оживлённых улицах, получат особые белые трости - чтобы регулировать движение. Длина тростей была 11 вершков (около 50 см). 
Только в 1922 году была написана инструкция "О порядке пользования жезлом". Тогда же жезл стал жёлтым с красной рукояткой. По мнению властей, такой цвет должен был привлекать внимание извозчиков.

27 апреля 1939 года начал действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального чёрно-белого полосатого жезла. В наше время жезл имеет полую пластмассовую форму, в которую вставляют светодиод, который светится ночью.

ОРУД - ГАИ - ГИБДД
Первая автоинспекция появилась в Москве ещё в 20-х годах прошлого века, и называлась она ОРУД (Отдел по регулированию уличного движения). Отдел был образован не в силовых структурах, а как управление при гражданских властях (при Моссовете). 

Причиной появления ОРУД стала ухудшающаяся ситуация на дорогах. В 20-е годы прошлого века началось активное развитие улично-дорожной сети. Тогда в городе было уже едва ли не 3 000 легковых автомобилей и мотоциклов, более тысячи грузовых автомашин и около 100 пассажирских автобусов.

Сама Государственная автоинспекция была образована 3 июля 1936 года при НКВД СССР. При этом ОРУД сохранялся как отдельное подразделение до 1950-х годов, а в состав ГАИ долгое время не входили регулировщики.

В постсоветское время ГАИ несколько раз переименовывали. С июня 1998 года - Госинспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ, что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции и позволило бы оставить в прошлом в целом негативное отношение населения к ней.

Прошло некоторое время и оказалось, что новое название в повседневной жизни не прижилось. В разговорной речи автомобилисты по-прежнему продолжали пользоваться старым. А самих сотрудников службы, как и раньше, именовали гаишниками. Президент России принял решение об устранении возникших противоречий на законодательном уровне. В 2002 году он подписал Указ №679 о внесении изменений в действующую нормативную базу. В результате аббревиатуры ГИБДД и ГАИ признали тождественными. 

Таким образом, в настоящее время допускается именовать ведомство Госавтоинспекцией, а слово "гаишник" прочно вошло в русский язык, став вполне литературным, хотя и неофициальным термином для обозначения сотрудника дорожной полиции.

УВЕКОВЕЧЕНЫ В ПАМЯТНИКАХ
Существует множество памятников стражам дорожного порядка. Например, в Белгороде стоит памятник "Честному гаишнику" с надписью: "Добрая слава лучше богатства". В Томске в центре города есть памятник сотруднику ГАИ Николаю Путинцеву, который проработал на этом месте более 20 лет.

ЖЕНСКАЯ ИЛИ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ?
В России, в отличие от многих зарубежных стран, подавляющее большинство сотрудников Госавтоинспекции считают, что мужчины - лучшие работники ДПС. В то же время многие государства пришли к выводу, что именно женщины являются лучшими работниками в дорожном патруле. Так, в Лиме, столице Перу, все сотрудники дорожной полиции - женщины. Мужчина в дорожной полиции Лимы остался только один - её руководитель.

Сегодня трудно переоценить роль ГАИ. С каждым годом возрастает численность транспорта, все более интенсивным становится движение на дорогах. В этой ситуации работа инспекторов крайне трудна, но настолько же и необходима. 

В связи с наступающим профессиональным праздником  всем сотрудникам ГИБДД мы желаем крепкого здоровья, меньше риска, больше позитива  и  хорошего настроения!  Пусть служба идет в спокойном ритме, без происшествий, а дома любят и всегда ждут!

вверх
×